1.Цели образования по специальности «6М042100 - Дизайн»
Основной целью образования по специальности 6М042100 - Дизайн является:
- подготовка высококвалифицированных педагогических кадров, конкурентоспособных научно-педагогических и управленческих кадров востребованных на рынке труда;
- формирование систематизированных знаний в области искусствоведческой науки и применение инновационных технологий изучения общих закономерностей;
- формирование ключевых и специальных компетенций магистров, обладающих высокой социальной и гражданской ответственностью, способных осуществлять профессиональную деятельность;
- освоение основ научно-исследовательских и экспериментальных методов наблюдения и анализа дизайнерских процессов и явлений.
2. Перечень квалификаций и должностей
Выпускнику данной образовательной программы присваивается степень «Магистр искусствоведческих наук по специальности «6М042100 - Дизайн».
Магистр искусствоведческих наук без предъявления требований к стажу работы в качестве специалиста высшего уровня квалификации без категории в соответствии с Типовыми квалификационными характеристиками должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338, может занимать должности: дизайнера; в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 25 ноября 2010 года № 385-е.
3. Квалификационная характеристика выпускника образовательной программы
3.1 Сфера профессиональной деятельности
Магистр искусствоведческих наук по специальности «6М042100 - Дизайн» осуществляет свою профессиональную деятельность в сфере образования и науки, означает владение современными средствами, методами и формами художественного проектирования, позволяющими создавать гармоничную предметно-пространственную среду, а также заданные состояния разнообразных художественных объектов.
3.2 Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности магистра искусствоведческих наук по специальности 6М042100 - Дизайн являются:
- организации среднего образования всех типов и видов, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности;
- организации технического и профессионального образования;
- высшие учебные заведения;
- культурно-просветительские учреждения;
- организации СМИ, рекламы и полиграфия;
- центры культуры и искусств, музеи;
- профессиональные творческие союзы и объединения;
- художественно-промышленные предприятия.
3.3 Предмет профессиональной деятельности
Предметами профессиональной деятельности магистра искусствоведческих наук по специальности «6М042100 - Дизайн» являются дизайн архитектурной среды, дизайн интерьера, ландшафтный дизайн, монументально- декоративное искусство, дизайн рекламы, полиграфический дизайн, графический язык и визуальная культура, оформительское искусства и фотографика, дизайн одежды, дизайн мебели и технический дизайн.
3.4 Виды профессиональной деятельности
Магистр искусствоведческих наук по специальности «6М042100 - Дизайн» может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- образовательную (педагогическую);
- производственно-прикладную;
- проектную;
- творческую;
- организационно-управленческую;
- научно-исследовательскую.
3.5 Типовые задачи профессиональной деятельности
Типовые задачи профессиональной деятельности магистра искусствоведческих наук по специальности «6М042100 - Дизайн» соответствуют видам профессиональной деятельности:
в области образовательной деятельности:
- обучение и развитие обучающихся, организация процесса обучения и воспитания, проектирование и управление педагогическим процессом, диагностика, коррекция, прогнозирование результатов педагогической деятельности;
- ведение занятий в общеобразовательных, технических и средних профессиональных, высших учебных заведениях, реализация методических знаний и прикладных умений в учебной ситуации;
- изучение, обобщение, распространение инновационного опыта в сфере искусства.
в области учебно-технологической деятельности:
– использование в учебном процессе инновационных педагогических технологий;
– участие в организации процесса поиска и обработки дизайнерской информации с использованием информационно-коммуникационных средств и технологий;
- умение применять на практике полученные знания в области профессиональных и социально-гуманитарных дисциплин.
в области социально-педагогической деятельности:
- создание благоприятных условий и оказание педагогической поддержки для воспитания и развития обучающихся;
- формирование объективной оценки личностного уровня притязаний, нормы деловой этики, этических и правовых норм поведения.
в области научно-исследовательской деятельности:
- изучение научно-методической литературы;
- изучение и обобщение инновационного педагогического опыта по обучению искусства;
- проведение педагогических экспериментов с внедрением их результатов в учебный процесс;
– выполнение научных исследований по профильным дисциплинам в различных научных и научно-производственных учреждениях;
- умение творчески использовать достижения искусствоведческих наук и обобщать результаты НИР;
- умение предвидеть возможные позитивные и негативные последствия поисковой работы;
- умение объективно оценивать результаты своей исследовательской деятельности;
в области организационно-уnравленческой деятельности:
-планирование учебного процесса, содержания курса дизайна, подбирать материал, методы, приемы, средства для содержательной деятельности и организация развивающей среды и использование ее в качестве средства воспитания личности обучающихся на разных уровнях образования;
- определение способов организации и проведения учебно-образовательного процесса;
- организационно-технологическая деятельность на производствах различного профиля;
- производственно-управленческая деятельность в государственных структурах различного уровня.
4. Требования к уровню образованности
Выпускник по специальности 6М042100 - Дизайн должен:
знать:
- приемы сбора и оформления предпроектного материала, фиксацию существующего положения;
- последовательность и характер действий в процессе проектирования (поиск-анализ-решение);
- требования к оформлению проектного материала;
- о роли в обществе и границах дизайн-деятельности, которая постоянно изменяется в результате внедрения в производственную и социальную сферу новых компьютерных технологий, технических достижений в области телекоммуникаций, усиления воздействия средств массовое сознание.
уметь:
-работать со справочной литературой, составлять опорные схемы, определять последовательность процесса проектирования, выполнять эскизные материалы, воплощать готовую проектную идею в демонстрационных материалах, в соответствий с требованиями оформлять проектный материал (в том числе, с использованием современных программных продуктов) и грамотно представлять свою работу на презентации, защите.
иметь навыки:
- натурного обследования объекта и анализа ситуации;
- самостоятельного составления задания на проектирование и программы работ;
- формирования творческой концепции и ее отображения в предварительных эскизах;
- композиционного решения общей экспозиции проекта;
- цвета – графического решения и изготовления макетов и моделей.
быть компетентным:
- в современных тенденциях в области архитектуры, искусства и дизайна, история культуры народов, их традиций, обычаев;
- ориентироваться в процессе постоянно изменяющихся потребностей общества.
5. Стратегии и методы обучения
Общие результаты обучения по программе специальности «6М042100 - Дизайн» будут достигнуты посредством следующих учебных мероприятий:
1) аудиторные занятия: лекции, семинары и практические занятия – проводятся с учетом инновационных технологий обучения, использованием новейших достижений науки, технологий и информационных систем и в интерактивной форме;
2) внеаудиторные занятия: самостоятельная работа обучающегося, в том числе под руководством преподавателя, индивидуальные консультации;
3) проведение учебных и профессиональных практик, подготовка диссертационной работы.
Содержание образовательной программы специальности позволяет освоить обучающимся систему предметных, межпредметных, психолого-педагогических и методических знаний, демонстрировать знания и понимание в области психологии и социальных, применять эти знания и понимание на профессиональном уровне
Лекции, семинары, дискуссии и практические занятия, различные виды практик на протяжении всей программы предоставят студентам широкие возможности, чтобы развить ключевые и специальные компетенции по специальности 6М042100 - Дизайн, в частности применение теоретических знаний по дизайну с учетом конкретных социально-психологических условий, рациональное и креативное использование технологий и информационных источников (мультимедийные обучающие программы, электронные учебники, ТВ- и Интернет-технологии).
Руководство профессорско-преподавательского состава самостоятельной работой магистрантов, индивидуальные консультации позволят развивать магистрантам учебные и научно-исследовательские навыки. Кроме того, магистранты выпускного курса работают над диссертационной работой по выбранной ими теме под персональным руководством научного руководителя.
6. Контроль и оценка результатов обучения
При подготовке магистров программа специальности 6М042100 - Дизайн предусматривает широкий диапазон различных форм контроля и оценки предполагаемых результатов обучения: текущий и рубежный контроль(опрос на занятиях, тестирование по темам учебной дисциплины, контрольные работы, защита практических работ, портфолио, и др.), промежуточная аттестация(тестирование по разделам учебной дисциплины, экзамен, защита отчетов по практикам), итоговая государственная аттестация(защита магистерской диссертации, государственный экзамен).
Методы оценки имеют целью развитие критического мышления, интеллектуальных, письменных и устных коммуникативных, презентационных навыков, практических исследований.
Программа специальности включает педагогическую практику в вузе, что позволит магистрантам освоить практико-ориентированные знания и навыки в предметной области, по планированию и организации учебно-педагогической деятельности, методике преподавания, применения в учебном процессе инновационных технологий обучения, а также педагогическому взаимодействию обучающегося и преподавателя и др.