Практика

Организация и проведение практик на кафедре изобразительного искусства и дизайна

Важнейшими партнерами ЗКГУ являются руководители баз практик, которых насчитывается более трехсот – это организации и учреждения образования и культуры, финансовые организации, производственные предприятия, иностранные компании, органы местного самоуправления, правоохранительные органы, торговые организации, малые предприятия и т.п. Совместная деятельность университета и баз практик направлена на реализацию важнейших задач в области качества – обеспечению связи образования и производства. По результатам итогов практик, опросов руководителей баз практик происходит систематическое обновление содержания ОП, разрабатываются новые образовательные траектории. Ожидаемые результаты от реализации Стратегии и Политики в области качества – это поддержание конкурентоспособной системы высшего и послевузовского образования в ЗКГУ; повышение качества образования; интеграция образования, науки и производства в регионе на базе ЗКГУ; создание инфраструктуры по обеспечению научной и инновационной образовательной деятельности; сохранение устойчивого финансового положения университета.

Руководителями баз практик  являются работодатели кафедры которые входят в Совет работодателей ЗКГУ, это Негметов Ж.М. – директор городской детской художественной школы им С.Гумарова, Хуспанова Ж.К. – директор дома-моды Мария-ханым, Таскалиев А.Г. – зам.директора по учебной работе музыкального колледжа им. Курмангазы, Бабиева Т.С.- директор дизайн студии «АРТ-ДЕКО» и др.

6В01405 Изобразительное искусство и черчение (5В010700 Изобразительное искусство и черчения), направление - «Образование», педагогическая практика, непрерывная практика, музейная практика и пленэр.

6В02106 Декоративное искусство (5В041700 Декоративное искусство),  направление - «Искусство», производственная практика.

ОП 6В02107 Дизайн (5В042100 Дизайн), 6B02108 Мода и дизайн костюма, 6B02109  Дизайн интерьера, направление - «Искусство», производственная практика.

По всем видам практики на кафедре есть программы, а также методические пособий – 2015 года (Кайнбаева Ж.С., Давлетова Б.Г.).

Качество базовых объектов для осуществления практики соответствует предъявляемым требованиям, заключены договора с предприятиями города и области, среди которых такие предприятия как: Дизайн студия «АРТ-ДЕКО», Дом моды «Мария-ханым», Художественная галерея «Текемет», Детская художественная школа им. С.Гумарова, ТОО Архитектурно-дизайнерская мастерская «МАЭСТРО»,  ТОО «Күмбез», ТОО «Кульман» ЖШС, «Women Art Дизайн», ТОО «Серик», ТОО «Батыс Сынап Энерго Монтаж», Архитектурно-конструкторская мастерская «Рапид», городские общеобразовательные школы. Организацию и учебно-методическое руководство практикой студентов осуществляет кафедра, которая назначает руководителей и подводит итоги прохождения практик в рамках заключенных договоров.

Руководством университета прикладываются максимальные усилия для обеспечения трудоустройства выпускников и поддержания непрерывной связи с ними. Благодаря тесному взаимодействию с предприятиями области и региона молодым специалистам предоставляется уникальная возможность прохождения производственной практики на предполагаемом месте работы. Практикуется прохождение педагогической практики с дальнейшим трудоустройством в школах области. Во время практики некоторые студенты уже работают в качестве учителей. Студенты специальности 5В042100 «Дизайн» –дизайнерами, 5В041700 «Декоративное искусство» - мастерами прикладного искусства,  а также могут работать учителями технологии в школах города и области, в центрах внешкольной работы, если они прошли обучение в рамках дополнительной образовательной программы по «Технологии труда» организуемой на кафедре через Центр Непрерывного Образования ЗКГУ им.М.Утемисова.

Частью образовательного процесса кафедры изобразительного искусство и дизайна  является педагогическая практика, составляющая основу взаимодействия теоретической и практической подготовки студентов 3,4 курсов, обучающихся по специальности 5В010700 «Изобразительное искусство и черчения». Практика организуется на основе закрепления группы студентов за образовательными учреждениями общего и начального профессионального образования. В качестве организаторов практики привлекаются учителя первой и высшей категории образовательных учреждений.

Цели и задачи педагогической практики

Педагогическая практика организуется в рамках целостного учебного процесса с целью развития готовности к самостоятельной деятельности в сфере развития, обучения и воспитания учащихся как субъектов образовательного процесса. Сферами деятельности специалиста в области изобразительного искусства являются преподавательская, научно-методическая, социально-педагогическая и культурно-просветительская.

Результатом педпрактики является педагогическая умелость, под которой понимается уровень профессионализма учителя изобразительного искусства, который включает в себя знание предмета «изобразительное искусство», сформированность методических умений и развитость мотивационной и личностной сферы.

Наши практиканты стараются полностью проявить себя. Они умеют реализовать цели и задачи урока: практиканты проявляют свои яркие организаторские таланты и деятельность на уроке: умеют поддерживать дисциплину, распределять внимание, вовлекают всех учащихся в работу, поддерживают интерес к предмету. 

Распределение недельной нагрузки студентов

  1. Проведение уроков по расписанию (4-5 часов).
  2. Посещение уроков учителей и студентов-практикантов (6 час.).
  3. Анализ собственных уроков и уроков студентов (4 час.).
  4. Анализ плана урока, отбор средств обучения к уроку (4 час.).
  5. Консультации с преподавателями кафедр (групповым руководителем) ( 4 час.).
  6. Работа с классом (2 часа ежедневно)

Педагогическая практика студентов 4 курса

Задачи педагогической практики:

-  завершение становления готовности к самостоятельной работе в качестве учителя изобразительного искусства, классного руководителя;

-  совершенствование стиля преподавания;

-  развитие оценочных умений как оснований для совершенствования педагогической деятельности;

-  совершенствование учебно-воспитательной работы;

-  сбор экспериментального материала. 

 Жарасова Данагуль Жарасовна - студентка 3 курса, 1-класс « Что такое скульптура?» п. Коскол

 

 

Урок на тему: «Эксперимент с различными способами монопринта, монотипии и набивки»

Сармуканова Айнагуль Булатовна, специальности «ИЗО  и черчение», Назарбаев Интеллектуальной школе физико–математического направления г. Уральск 

Перечень отчетной документации:

(Содержание портфолио студента – практиканта)

І.Раздел сведений по подготовке к практике 
•  Титульный лист (фотография студента, ФИО, год рождения, адрес, телефон, ВУЗ, факультет, кафедра, группа, методист,дата)

  • Диагностика по подготовке к практике (Оценка и самооценка)
  • Индивидуальный план студента

ІІ. Информационной раздел (информация по базе практики)

  • информация о школе
  • информация о классе
  • расписание уроков
  • план классного руководителя (куратора) и предметника

ІІІ. Методический раздел

  • Образцы по введению документации
  • календарные планы по предмету и воспитательных мероприятий
  • План-конспект (дидактические материалы с наглядными пособиями):

а.  уроков

б.  Конспект мероприятии (по предмету, внеклассные мероприятий)

 ІҮ. Психолого – педагогический раздел

  • Характеристика на ученика
  • Характеристика на класс
  • Программа психологического исследования и корректировка

Ү. Рефлексия и оценка

Анализ урока:

  • уроки, посещаемые студентом
  • самоанализ своего урока
  • анализ проведенного урока студента (однокурсников, методистов) 
  • отчет по практике
  • мониторинг поведения студента во время практики
    •    отзыв однокурсников и преподавателей
  • оценка портфолио

ҮІ. Раздел подведения итогов и оценка 

  • характеристика студенту
  • копия протокола педсовета школы
  • ведомость итоговой оценки по практике.
  • грамоты, дипломы и т.д. 
  • справка о прохождении практики

Методистами для руководства практики назначаются опытные преподаватели кафедры имеющие богатый опыт прохождения и руководства практики в средних школах. Они посещают уроки изобразительного искусство и проводят методический анализ, направляя практикантов на эффективную педагогическую деятельность. Под руководством опытных методистов студенты-практиканты стараются применять самые разнообразные инновационные методы и приемы, делая уроки изобразительного искусство очень интересными, захватывающими.

Методист от кафедры ст.преподователь Хамзин Т.А., учитель школы Mr.Kevin, предметник Кульбекова Ж.С., а также практиканты

студент 3 курса Унаева Бибигуль, кружок по гончарному искусству.

Тренинг проводит студент 3 курса Нурлыбаева Ляйля

 Нәсіпқалиқызы Айдана - Атырауская область, поселок Индер

Айтмуханова Акку- Атырауская область, район Кульсары

Консультанты кафедры педагогики и психологии:

  • оказывает методическую помощь в организации и проведении учебно-воспитательной работы.
  • консультирует по вопросам организации и проведения педагогических наблюдений.
  • организует коллективные и индивидуальные консультации для студентов по всем видам запланированной ими работы на период практики.
  • проверяет документацию по практике.
  • проводит консультацию по программе практики до установочной конференции в вузе;
  • принимает участие в установочных и итоговых конференциях по педагогической практике в вузе;
  • обеспечивает проведение студентамивоспитательной работы с учащимися;
  • консультирует студентов по составлению плана воспитательной работы с классом, выполнению самоанализа урока, проверяет планы и конспекты воспитательных мероприятий, присутствует на внеклассных занятиях, проводит анализ и оценивает их, выборочно посещает уроки студентов, принимает участие в их обсуждении;
  • совместно с методистами специальных кафедр, классным руководителем, учителями оценивает работу каждого практиканта;
  • представляет отчет о проведенной студентами воспитательной работе руководителю практики.

Итоги педагогической практики рассматриваются на малом педсовете школы.

По окончании педагогической практики на кафедре проходит итоговая конференция, где студенты-практиканты рассказывают о своих впечатлениях. На итоговую конференцию приглашаются учителя со школы, методисты, а также зав. кафедрой, преподаватели предметники. 

Цель и задачи производственной и преддипломной практик по ОП 6В02107 Дизайн (5В042100 Дизайн), 6B02108 Мода и дизайн костюма, 6B02109  Дизайн интерьера, направление - «Искусство».

Производственная и преддипломные практики необходимы для освоения возможности современного производства, материалов, технологий, компьютерной графики, а также необходим для подготовки специалистов по рекламе, дизайну и public relations, владеющих теоретическими знаниями.

Задачи практики: ознакомление с основами профессионального мастерства, графики, подготовкой к процессу печати, выполнению рабочей и проектной документации. Приемами и методами практической работы. Овладение навыками творческого поиска с применением ПК. Выполнение творческих проектов и применение теоретических знаний в проектной профессиональной деятельности.

Место производственной и преддипломной практики в структуре подготовки: Для успешного изучения и освоения блока специальных дисциплин важной частью учебного процесса в системе высококвалифицированных специалистов является практика. Основное назначение практики закрепление студентами теоретических знаний, полученных в университете; получение навыков практической работы, освоение современной техники и технологии производства; изучение методов организации деятельности и процесса производства в системе дизайна и рекламы и применение достижений науки и техники при инновационной системе; овладевание информационными системами и компьютерными технологиями; формирование конкретных представлений о структуре различных по назначению организаций; изучение функций различных отделов, служб и их взаимодействие; применение на практике инструктивно-нормативной документации; изучение систем и норм контроля; изучение экономической стороны деятельности производственных предприятий.

По окончании практики составленный отчет практикант обязан защитить перед специальной комиссией, созданной по распоряжению заведующего кафедрой. Дневник и отчет должны быть подписаны руководителем практики от производства и закреплены печатью организации. Кроме того, практикант обязан представить характеристику-отзыв о проведенной практике, а также справку, подтверждающую сроки прохождения практики на производстве. Практика может проводится также в ЗКГУ имени М.Утемисова в мастерских кафедры «Декоративное искусство и дизайн».

Общее руководство практикой осуществляется заведующим кафедрой «Изобразительного искусства и дизайна». Для организации и повседневного контроля практики каждому практиканту назначается из штатных сотрудников кафедры наставник. Состав, объем, последовательность выполнения отдельных видов работ устанавливается руководителем практики. 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения  практик

Общекультурные компетенции:

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
  • руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

            Профессиональные компетенции

            общепрофессиональные:

  • осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
  • способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

            в области педагогической деятельности:

  • способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;
  • готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;

            в области культурно-просветительской деятельности:

  • способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности .
  • Специальные компетенции:
  • способен применять методы реалистического изображения в работе над произведением в различных видах пластических искусств;
  • способен применять различные средства художественной выразительности в творческом процессе;
  • способен реализовать изобразительные навыки в работе над композицией в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, дизайне;
  • способен выявлять условия, при которых занятия изобразительного и декоративно-прикладного искусства способствуют развитию художественных способностей ученика; 

Мониторинг удовлетворенности обучающихся, руководителей рекламных агентств, студий, художественных школ – баз практик и работодателей осуществляется в основном посредством проведения опросов. По результатам опросов студентов первого курса ОП 6B01406 –Художественный труд и дизайн в школе, 6В01405 Изобразительное искусство и черчение по итогам практик  отмечается более 98 % удовлетворенности результатами учебной практики (педагогической). Студенты первого курса проходили непрерывную педагогическую практику в СООШ №50 (г. Уральска).  По результатам опросов руководителей баз практик 100% отмечают повышенный интерес студентов к педагогической деятельности, быстрое понимание учебных процессов в школе; 86 % – инициативность, способность выдвигать новые идеи.

Согласно проведенному опросу процент положительной оценки качества профессиональной подготовки выпускников по ОП кафедры работодателями в среднем составляет около 80%.

Выпускники кафедры высоко востребованы, о чем свидетельствуют наличие на кафедре изобразительного искусства и дизайна благодарственных писем от работодателей и отзывы руководителей СОШ, образовательных центров и рекламных агентств города. Ведется подготовка кадров для различных сфер образования, художественно-творческой  деятельности и дизайн-индустрии города.


Печать