1. Цели образования по специальности «5В010700 – Изобразительное искусство и черчение»
Основной целью образования по специальности 5В010700 – Изобразительное искусство и черчение является:
− обеспечение условий для получения полноценного качественного профессионального образования, профессиональных компетенций в области изобразительного искусства и черчение;
− профессиональная подготовка высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов обладающих высокой социальной и гражданской ответственностью, способных эффективно осуществлять различные виды деятельности в сферах образования и искусства;
− организация художественно-педагогической, научно-исследовательской, методической и творческой деятельности в области изобразительного искусства и черчения.
2. Перечень образовательных программ по выбору в рамках специальности (специализации):
«Живопись»
«Графика»
«Скульптура малых фор»
«Технология труда».
3. Перечень квалификаций и должностей
Выпускнику данной образовательной программы присваивается степень «Бакалавр образования».
- «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты населения РК от 25.11.2010 г. №385-е;
- «Типовые квалификационные характеристики должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц», утвержденным приказом МОН РК от 13.07.2009 г. № 338;
4. Квалификационная характеристика выпускника образовательной программы
4.1 Сфера профессиональной деятельности
Профессиональная деятельность бакалавра 5В010700 – Изобразительное искусство и черчение направлена на сферу образования, учебный процесс по изобразительному искусству и черчению.
4.2 Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности бакалавра образования по специальности «5В010700 – Изобразительное искусство и черчение» являются:
− организации дошкольного обучения и воспитания;
− начальная, основная и профильная школа;
− специализированная школа;
− организации технического и профессионального образования.
4.3 Предмет профессиональной деятельности
Предметом профессиональной деятельности бакалавра образования по специальности «5В010700 – Изобразительное искусство и черчение» является, учебный процесс по изобразительному искусству и черчению.
4.4 Виды профессиональной деятельности
Бакалавр образования по специальности «5В010700 – Изобразительное искусство и черчение» может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
− образовательная (социально-педагогическая, преподавательская) деятельность предполагается в различных организациях образования;
− культурно-просветительская деятельность включает в себя чтение лекций, проведение бесед по искусству, экскурсии в музей, галерей, к памятникам архитектуры и национальной культуры;
− производственно-художественная деятельность предполагает работу в области художественного оформления интерьера, экстерьера, работу в качестве художника на предприятии, фирме, в качестве художника книги на полиграфическом производстве;
− проектно-дизайнерская деятельность, направленная на разработку дизайнерских проектов интерьеров, экстерьеров, других объектов, работа в области прикладной и промышленной графики (разработка упаковки, этикеток, марок, знаков, логотипов, рекламы, буклетов, почтовых наборов и др.);
− научно-исследовательская и методическая деятельность состоит из решения актуальных проблем художественной педагогики, психологии развития личности, разработки новых подходов к обучению изобразительному искусству, новых методик обучения учащихся, конструирования нового содержания образования по искусству;
− художественно-творческая деятельность учителя изобразительного искусства направлена на создание художественных произведений по живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладному искусству и т.д.
5. Требования к уровню образованности
Выпускник по специальности 5В010700 – Изобразительное искусство и черчение должен:
Знать:
- основные учения в области социально-гуманитарных наук и принципы использования методов данных наук в различных видах профессиональной и специальной деятельности;
- этнические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде и учитывать их при разработка экологических и социальных проектов;
- принципы изучения общественных явлений и процессов, основы экономического развития общественных формаций, государственного устройства, деятельности и общественных организации;
- возрастные физиологические особенности учащихся;
- актуальные проблемы охраны окружающей среды;
- системы анатомического строения человеческого тела, пропорции, схемы движения, пластическую характеристику головы и фигуры человека, взаимосвязь конструкции и пластики;
- историю развития психолого-педагогических систем, перспективы развития образования и педагогической науки, предмет и методы психолого-педагогических исследований;
- сущность педагогического процесса, условия его функционирования, управления им, закономерность и диагностика;
- специфику и научные основы методики, логику процесса обучения, психологию усвоения художественных знаний, развития творчества и навыков восприятия искусства;
- методические основы дисциплин (черчение, перспектива, история искусств, живопись, рисунок, пластическая анатомия, скульптура и т.д.), специфику методов познания окружающей действительности, способы художественной деятельности;
- структуру педагогического, творческого процессов и процессов изображения, теоретические основы данных процессов, средства выразительности;
- сущность, специфику способов деятельности, составляющих содержание дисциплин специализации;
- историю и теорию художественных стилей и технологию обучения по предметам специализации;
- специфику профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства и черчения, художника;
- современное тенденции развития выбранной отрасли художественной практики;
- содержание образования по данной специальности, проецируемое в школу;
Уметь:
-использовать знания по теории и истории развития различных художественных систем в собственной творческой изобразительной и педагогической деятельности;
- решать проблемы художественного творчества в изобразительном и методическом аспектах на теоретическом и практическом уровнях;
- формировать у учащихся эстетической вкус, суждения, оценки, эстетическое отношение к явлениям культуры и народным традициям;
- повышать уровень своего художественно-педагогического мастерства в области предметов специализации;
- применять теоретические знания по предметам специальности в практической изобразительной деятельности с натуры, по памяти и изображению, в создании законченных художественных произведений;
- выполнять эскизы и законченные художественные композиции в русле выбранной специализации;
- анализировать художественные произведения и средства выразительности с точки зрения стиля и художественных тенденции развития искусства;
- вести преподавательскую работу, определять степень усвоения учащимся программного материала, прививать им навыки самостоятельного пополнения знаний и умений;
- пользоваться разнообразными формами и методами обучения и развития, прогрессивными приемами руководства художественно-творческой, учебной, трудовой и общественной деятельностью учащихся;
- развивать у учащихся художественно-творческие способности, эстетические представления, суждения и оценки в области изобразительного искусства;
- анализировать, обобщать и использовать передовой художественный и педагогический опыт, систематической повышать свою профессионально- художественную и педагогическую квалификацию;
- в области исследовательской деятельности понимать и выполнять дипломную работу как исследование, преобразующую как субъект, так и объект, в процессе разработки проекта;
- применять полученные знания и навыки в области изобразительного искусство и черчения при решении творческих задач с учетом возрастных и индивидуально- типологических различий учащихся, социально-психологических особенностей ученических коллективов и конкретных педагогических ситуаций;
- выполнять эскизы, рабочие чертежи, технические рисунки и другие наглядные изображения, создавать графические и живописные работы, пластические формы (рельефы, скульптуры), используя различную технику исполнения и материала, решать композиционные задачи;
- анализировать содержание художественных произведений, использованные художникам изобразительно-выразительное средства и его идейно-творческие искания; способствовать развитию у учащихся эстетических представлений и художественных способностей, формировать у них интерес к художественному творчеству;
- разрабатывать проекты интерьеров, создавать художественные произведения в материале;
- заниматься краеведческой и экскурсионный работой с учащимися, организуя с ними изучение памятников культуры и искусства, используя достигнутые результаты в учебном процессе.
6. Компетенции, формируемые в результате освоения ОП
Общие (универсальные) компетенции
6.1 Ключевые:
формирующая - иметь предоставление о научных, философских, религиозных, правовых, социальных картинах мироздания, о сущности, назначении и смысле жизни человека; об основных учениях в области социально-гуманитарных наук, о проблемах и процессах в области культуры и искусства, о методах этих наук в области профессиональной деятельности, об этических и правовых нормах коммуникативный связи и способах использования их при составлении специальных программ и проектов;
систематизирующая – владеть знаниями в области искусства, социальных, педагогических систем (системный подход, принцип системности в искусстве), умениями и навыками поиска, формализации, структурирования и систематизации психолого-педагогических знаний, быть способными к системному мышлению и целостному восприятию педагогической действительности;
исследовательская- иметь навыки самостоятельной исследовательской и экспериментальной работы, научно-педагогической деятельности, владеть основными методами организации труда;
коммуникативная - владеть казахским, русским, иностранным языками, знаниями в области технологии общения, педагогической риторики и конфликтологии, стратегиями коммуникаций, умениями и навыками конструктивного диалога, общения в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, быть толерантным и способным к педагогическому сотрудничеству;
технологическая - владеть знаниями в области в сфере искусства, культуры, образования, информации, умениями и навыками поиска, оценки, отбора и использования современных технологий, быть способным к новаторству, стремиться к совершенству профессионального мастерства, проявлять инициативность и трудолюбие;
контролирующая- владеть знаниями в области искусства менеджмента и маркетинга, умениями и навыками осуществлять, разрабатывать контрольно-оценочный материал, интерпретировать полученные результаты, стремиться к адекватной самооценке и самоконтролю, к справедливости и объективности.
6.2 Специальные:
программная - владеть системой предметных, психолого-педагогических и методических знаний в профессиональной деятельности, осознавать профессиональный долг художника, педагога, ответственность за результаты творческой-педагогической деятельности;
межпредметная - владеть знаниями в области педагогической интеграции, умениями и навыками интегрировать знания из различных предметных областей в решении педагогических задач, быть способным к социальному партнерству и педагогическому сотрудничеству;
социальная - владеть знаниями в области прав человека (международные нормативно-правовые акты, законодательство РК в области образования и охраны детства), умениями и навыками защищать, профессиональную честь и достоинства художника, педагога, а также соблюдать нормы профессиональной этики, осознавать социальную значимость профессии художника;
развивающая - владеть знаниями в области современной искусства, умениями и навыками изучать, обобщать, распространять и применять опыт высокопрофессиональных художников, стремиться к самообразованию и самопознанию;
креативная – владеть знаниями в области художественного творчества, теоретических основ творческой деятельности, умениями и навыками перестраивать профессиональную деятельность, реализовывать авторские новаторские идеи в искусстве, находить нестандартные решения, быть способным к созданию уникальных произведений декоративного искусства;
организационно-производственная деятельность предполагает работу по организации производственных предприятий, структур, фирм, творческих студий и др.
7. Стратегии и методы обучения
Общие результаты обучения по программе специальности 5В010700 – Изобразительное искусство и черчение будут достигнуты посредством следующих учебных мероприятий:
1) аудиторные занятия: лекции, семинары и практические занятия – проводятся с учетом инновационных технологий обучения, использованием новейших достижений науки, технологий и информационных систем и в интерактивной форме;
2) внеаудиторные занятия: самостоятельная работа обучающегося, в том числе под руководством преподавателя, индивидуальные консультации;
3) проведение учебных и профессиональных практик, подготовка дипломной работы.
Содержание образовательной программы специальности позволяет освоить обучающимся систему предметных, межпредметных, психолого-педагогических и методических знаний, демонстрировать знания и понимание в области социальной педагогики и самопознания, педагогики и психологии, применять эти знания и понимание на профессиональном уровне.
Лекции, семинары, дискуссии и практические занятия, различные виды практик на протяжении всей программы предоставят студентам широкие возможности, чтобы развить ключевые и специальные компетенции по специальности 5В010700 – Изобразительное искусство и черчение, в частности, применение теоретических знаний по изобразительному искусству и черчению с учетом конкретных социально-педагогических условий, рациональное и креативное использование в учебном процессе педагогических технологий и информационных источников (мультимедийные обучающие программы, электронные учебники, Интернет-технологии).